В большинстве учебников алгебры эта теорема формулируется для приведенного квадратного уравнения и гласит, что если уравнение
имеет корни
и
, то для них выполняются равенства
,
. Затем формулируется утверждение, обратное к теореме Виета, и предлагается ряд примеров для отработки этой темы.





Возьмем конкретные примеры и проследим на них логику решения с помощью теоремы Виета.
Выделим основные этапы рассуждений при решении приведенного квадратного уравнения
с помощью теоремы Виета:

записать утверждение теоремы Виета | ![]() | (*) |
(первым равенством рекомендуется записывать произведение корней);
- определить знаки корней уравнения (Если произведение и сумма корней – положительные, то оба корня – положительные числа. Если произведение корней – положительное число, а сумма корней – отрицательное, то оба корня – отрицательные числа. Если произведение корней – отрицательное число, то корни имеют разные знаки. При этом, если сумма корней – положительная, то больший по модулю корень является положительным числом, а если сумма корней меньше нуля, то больший по модулю корень – отрицательное число);
- подобрать пары целых чисел, произведение которых дает верное первое равенство в записи (*);
- из найденных пар чисел выбрать ту пару, которая при подстановке во второе равенство в записи (*) даст верное равенство;
- указать в ответе найденные корни уравнения.
Заметим, что теорему Виета в принципе можно сформулировать и для полного квадратного уравнения: если квадратное уравнение
имеет корни
и
, то для них выполняются равенства
,
. Однако применение этой теоремы довольно проблематично, так как в полном квадратном уравнении по крайней мере один из корней (при их наличии, конечно) является дробным числом. А работать с подбором дробей долго и трудно. Но все-таки выход есть.





Рассмотрим полное квадратное уравнение
. Умножим обе части уравнения на первый коэффициент а и запишем уравнение в виде
. Введем новую переменную
и получим приведенное квадратное уравнение
, корни которого
и
(при их наличии) могут быть найдены по теореме Виета. Тогда корни исходного уравнения будут
. Обратим внимание, что составить вспомогательное приведенное уравнение
очень просто: второй коэффициент сохраняется, а третий коэффициент равен произведению ас. При определенном навыке учащиеся сразу составляют вспомогательное уравнение, находят его корни по теореме Виета и указывают корни заданного полного уравнения.








Решите уравнение
.

Решение
Составим вспомогательное уравнение
и по теореме Виета найдем его корни
. А значит, корни исходного уравнения
.



Ответ:
.

И еще один случай, когда применение теоремы Виета позволяет устно найти корни полного квадратного уравнения. Нетрудно доказать, что число 1 является корнем уравнения
, тогда и только тогда, когда
. Второй корень уравнения находится по теореме Виета и равен
. Еще одно утверждение: чтобы число –1 являлось корнем уравнения
необходимо и достаточно, чтобы
. Тогда второй корень уравнения по теореме Виета равен
. Аналогичные утверждения можно сформулировать и для приведенного квадратного уравнения.






Решите уравнение
.

Решение
Заметим, что сумма коэффициентов уравнения равна нулю. Значит, корни уравнения
.

Ответ:
.

Решите уравнение
.

Решение
Для коэффициентов этого уравнения выполняется свойство
(действительно, 1-(-999)+(-1000)=0). Значит, корни уравнения
.


Ответ: .
.

Использованы материалы http://festival.1september.ru/articles/503928/
Комментариев нет:
Отправить комментарий