Теорема Вієта

В большинстве учебников алгебры эта теорема формулируется для приведенного квадратного уравнения и гласит, что если уравнение  имеет корни  и , то для них выполняются равенства Затем формулируется утверждение, обратное к теореме Виета, и предлагается ряд примеров для отработки этой темы.
Возьмем конкретные примеры и проследим на них логику решения с помощью теоремы Виета.
Выделим основные этапы рассуждений при решении приведенного квадратного уравнения  с помощью теоремы Виета:
записать утверждение теоремы Виета(*)
(первым равенством рекомендуется записывать произведение корней);
  • определить знаки корней уравнения (Если произведение и сумма корней – положительные, то оба корня – положительные числа. Если произведение корней – положительное число, а сумма корней – отрицательное, то оба корня – отрицательные числа. Если произведение корней – отрицательное число, то корни имеют разные знаки. При этом, если сумма корней – положительная, то больший по модулю корень является положительным числом, а если сумма корней меньше нуля, то больший по модулю корень – отрицательное число);
  • подобрать пары целых чисел, произведение которых дает верное первое равенство в записи (*);
  • из найденных пар чисел выбрать ту пару, которая при подстановке во второе равенство в записи (*) даст верное равенство;
  • указать в ответе найденные корни уравнения.


    Заметим, что теорему Виета в принципе можно сформулировать и для полного квадратного уравнения: если квадратное уравнение  имеет корни  и , то для них выполняются равенства . Однако применение этой теоремы довольно проблематично, так как в полном квадратном уравнении по крайней мере один из корней (при их наличии, конечно) является дробным числом. А работать с подбором дробей долго и трудно. Но все-таки выход есть.
    Рассмотрим полное квадратное уравнение . Умножим обе части уравнения на первый коэффициент а и запишем уравнение в виде . Введем новую переменную  и получим приведенное квадратное уравнение , корни которого  и  (при их наличии) могут быть найдены по теореме Виета. Тогда корни исходного уравнения будут . Обратим внимание, что составить вспомогательное приведенное уравнение  очень просто: второй коэффициент сохраняется, а третий коэффициент равен произведению ас. При определенном навыке учащиеся сразу составляют вспомогательное уравнение, находят его корни по теореме Виета и указывают корни заданного полного уравнения. 
    Решите уравнение .
    Решение
    Составим вспомогательное уравнение  и по теореме Виета найдем его корни . А значит, корни исходного уравнения .
    Ответ: .
    И еще один случай, когда применение теоремы Виета позволяет устно найти корни полного квадратного уравнения. Нетрудно доказать, что число 1 является корнем уравнения , тогда и только тогда, когда . Второй корень уравнения находится по теореме Виета и равен . Еще одно утверждение: чтобы число –1 являлось корнем уравнения  необходимо и достаточно, чтобы . Тогда второй корень уравнения по теореме Виета равен . Аналогичные утверждения можно сформулировать и для приведенного квадратного уравнения.
    Решите уравнение .
    Решение
    Заметим, что сумма коэффициентов уравнения равна нулю. Значит, корни уравнения .
    Ответ: .
    Решите уравнение .
    Решение
    Для коэффициентов этого уравнения выполняется свойство  (действительно, 1-(-999)+(-1000)=0). Значит, корни уравнения .
    Ответ: ..
    Использованы материалы http://festival.1september.ru/articles/503928/

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий